Творческие мастерские


Сценарий мастерской творческого письма  

«Весна красна»

                                                                                     
                                                                                     О предел очарованья!
Как прелестна там весна!

В. А. Жуковский



Цель: формировать умения и навыки применения образно – выразительных
            средств языка в устной и письменной речи;
способствовать развитию критического мышления через чтение и 
            письмо, образного мышления, способности реализовать свои чувства,
            настроения, ассоциации через систему творческих заданий;
            развивать творческие способности детей, речь, обогащать    
            словарный запас;
            развивать умения работать в группах, слышать и чувствовать
            собеседника;
воспитывать любовь к природе и ее красоте, желание словами передавать красоту окружающего мира.


Оборудование: иллюстрации к текстам, мультимедийная презентация «Весна красна», видео «Пробуждение...или все начинается с весны», музыка П.Чайковского  «Времена года. Апрель» (из детского альбома), Моцарта

I. Стадия вызова.
        Мотивационный этап. Предъявление индуктора.
Учитель.
Ребята! Приветствую вас в мастерской творческого письма!
Вы, наверное, согласитесь с тем, что современный человек, выходя из дома, всё чаще перестаёт замечать восхитительный мир вокруг. Гармоничный небосвод над головой такой огромный и всё же такой неприметный для многих. Радость от  встречи с природой, как правило, подавляется незаменимыми делами.  Всё чаще мы стали экономить время на любовь!
Наше занятие сегодня должно вам помочь раскрыть ваши чувства, заставить посмотреть на мир  влюбленными глазами, чтобы вы чувствовали себя личностью, а не просто торопливыми прохожими.
 У вас на партах лежат карточки, которые мы будем на протяжении урока заполнять. Чем вы думаете?  (словами, мыслями)
Итак, мы должны записать  первое слово, которое будет темой нашей мастерской. А чтобы найти его, закройте глаза и послушайте.
(Звучит  музыкальная иллюстрация  и текст).
       Чтение текста учителем.
Наконец-то пришла весна! Сквозь низко нависшие тучи стало проглядывать голубое чистое небо. Таким прозрачно-синим оно может быть только весной. По земле побежали звонкие ручейки. Пение ранних пташек  и звонкая капель заполняют мир, весенняя музыка приходит на смену долгому зимнему молчанию.
 Учитель.
  - Какое ключевое слово мы можем выделить из этого текста? (Весна)
Правильно. Весна пришла к нам. Она уже ворвалась в ваше детство, вашу молодость! Вы привлекательны и общительны, умны, и смелы. Идете по улицам родного села  и громко крикните от счастья – весна!  Это единственное в своём роде время года, когда всё внутри вас предельно готово раскрыть ваши уникальные  личности. Поэтому цените время! Любите, общайтесь, развивайтесь.
    Запишите найденное слово на карточки и послушайте дальше. (Учитель читает следующий текст, начало показа презентации «Весна красна»…)
Природа весной по-своему красива. После долгого зимнего сна она выглядит сонной, немного неуверенной. Но с каждым днем начинает набирать силу. Теплые солнечные лучи говорят о том, что пришло время весны. Вскоре из-под земли выглянут первые робкие зеленые травинки, набухшие почки на деревьях лопнут, и появятся изумительные зеленые листочки. На смену белому и серому приходят зеленый и голубой цвета. Весной зелень молодая и свежая, первые листья на деревьях светятся словно изумруды, настолько они яркие. Вода в реках, озерах особенно чистая. В них отражается лазурное голубое небо, и перелетные птицы, которые с радостью возвращаются на свою родину. Как они истосковались по ней, как соскучились! Все радуется весне. Весна  пришла и принесла новую жизнь.
Учитель.
- Какие слова вы записали после прослушанного текста? (Солнечные лучи, травинки, почки, деревья,  зелень, первые листья, небо, вода в реках, птицы, новая жизнь).
- Какая природа весной? (красивая).

II. Стадия осмысления.

        Создание творческого продукта (самоконструкция и социоконструкция - индивидуальная и групповая работа).
     Учитель раздает карточки, на каждой карандашом в уголке написано по одному слову: небо, солнце,  почки зелень, листочки, ветер, дни, ручьи, деревья, вода, птицы)
 Учитель.
 Напишите на карточке по два предложения на данную тему, чтобы сохранить в памяти  услышанное. (Индивидуально).
Если кому-то пока сложно это сделать, послушайте еще и  стихотворение.
Чтение учителем стихотворения Алексей Плещеева «Уж тает снег, бегут ручьи»,   показ презентации. 
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…
Учитель.
Может, это стихотворение станет некоторым из вас подсказкой для  выполнения задания.
·        Индивидуальная работа детей над составлением предложений.
Учитель.
       Представьте себе, что вы юные корреспонденты и вам поручили написать в газету зарисовку на тему «Весна красна ». Распределите ваши карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте его. (Групповая работа).
·        Социализация.
·        Работа в группах. Читают полученные тексты.
Учитель.
   А сейчас попробуйте вспомнить интересные истории из своей жизни,  связанные с весной, и расскажите их друг другу  в группе. Выберите самую интересную историю, чтобы рассказать ее всем.
·        Рассказ интересных историй детьми.
- Продолжим нашу работу в творческой мастерской. Какие другие слова всплывают в вашей памяти, когда вы слышите слова весна красна?

·        Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности.

       
·        Социоконструкция и самоконструкция.
Учитель.
Давайте попробуем дать определение слова «Весна» в виде самых главных и важных ассоциаций с этим словом.
Весна– это…
- Весна – радость
- Весна -  веселье
- Весна – солнце
- Весна – красота
- Весна - цветы
·        Социализация.
Учитель.
       Используя ассоциации ребят, составляется  «слово-картинка»

·        Новая информация и ее обработка (самоконструкция и социоконструкция). Социализация. Деконструкция (разрыв между старым и новым знанием – осознание неполноты, неточности своего прежнего знания).

     На данном этапе в результате сопоставления итогов работы с культурным аналогом и первым выполненным заданием в знаниях учащихся происходит разрыв (кульминация творческого процесса, озарение как новое видение предмета, как переход к новому осознанию явления).        

·        Работа с текстом «Первые весенние цветы!» (Тексты размножены и розданы в  группах).
·     Чтение текста «Первые весенние цветы!» (молча  или же «Чтение, которым руководит учитель т.е. учитель читет, делает паузы в нужных местах и ставит ученикам вопросы).
О весне часто говорят: весна красна. "Красна" - не потому что появляются красные цветы. Ведь все равно основной цвет весны - зеленый. / А потому что - красивая. Это действительно очень красивое время года. Ещё не растаял в глубоких оврагах снег, а уже цветут под деревьями, белым и голубым ковром расстилаются подснежники-пролески - первые весенние цветы нашего леса. /
 Эти маленькие, хрупкие комочки несут в себе необыкновенную силу. Они вылазят прямо из-под снега. На улице еще холодно, но в земле хорошо, уютно; там и лежит цветочек в своей луковице, прикрытой землей и снегом./ Но вот выпал дождь; капли проникли сквозь снежный покров в землю к цветочной луковице и сообщили ей о белом свете, что над нею. Скоро пробрался туда и солнечный луч, такой тонкий, сверлящий; он пробуравил снег, а потом  землю и слегка постучался в луковицу. И цветок потянулся в своей тонкой скорлупке, размягченной водою, согретой снегом и землею, пронизанной солнечными лучами. Скоро из земли, под снегом, пробился зеленый стебелек со светло-зеленым бутоном, окруженным, словно ширмочкой, узенькими, толстенькими листками.  /
- Какое прекрасное утро!- воскликнул он. – Здравствуй, Солнышко!
 Солнышко улыбнулось в ответ, и эта улыбка ещё больше согрела цветок.  Всё вокруг казалось подснежнику прекрасным.
И весь мир вокруг обрадовался первому Подснежнику, дарящему надежду и радость на земле.
Примерные вопросы
- Почему весну иногда называют «весна-красна?»
- Какие первые весенние цветы вы знаете?
- Где спрятался подснежник?
- Что способствовало появлению цветка?
- Как выглядит первый подснежник?
- Есть ли повод для радости у маленького цветочка?
Учитель.
Ребята, какие эмоции вызвал у вас текст? Почему?
А теперь поработаем с текстом более детально.
·        Прием «Вопросы высокого и низкого уровня».
Учитель.
Составим вопросы высокого и низкого уровня к прочитанному тексту (групповая работа).
Примерные вопросы.

Вопросы низкого уровня
Вопросы высокого уровня
·        Что описывает автор текста?
·        Какие первые цветы появляются весной?
·        Как выглядит первый подснежник?
·        Чему радуется Подснежник?
·        Объясните, почему весну называют «весна - красна?»
·        Действительно ли первые цветы так красивы?
·        Какие природные стихии принимают участие в появлении первого цветка?
·        Есть ли на самом деле повод для радости у Подснежника?
III. Стадия рефлексии.
·        Ответы на вопросы низкого и высокого уровня.
·  Реконструкция (создание нового варианта версии; индивидуальная работа). Социализация.
·        Прием «РАФТ».
Напишите письмо себе от имени  Подснежника… или Подснежнику

Индивидуальная работа  учеников  ( показ музыкального видео «Пробуждение»)
·    Чтение сочинений в группах (выбор лучших или по желанию учеников), которые читаются всему классу.
·        Прием «Авторский стул».

Итоговая рефлексия.
- Что понравилось сегодня?
- Что показалось вам сегодня трудным?
- Были ли моменты радости, удовлетворения?
- Что сегодня для вас самое главное?
·        Ответы детей.

Домашняя работа.
Доработать свои материалы с точки зрения орфографии, пунктуации, оформить чистовик. (Все творческие работы будут опубликованы в классном уголке (по желанию)).
Подобрать стихотворения на весеннюю  тематику (по желанию), можно нарисовать иллюстрации.


Работы учеников.

Ой, Подснежник! Привет! Какой ты маленький, миленький! Ну, настоящий красавчик. Твои цветочки нежные-нежные. К ним страшно даже руками дотрагиваться. А можно?  Я только чуть-чуть. Спасибо, с тобой можно дружить.                                                                                                       Вика.
         Добро пожаловать, Подснежник! Рада встрече с тобой. А ты рад, что пробился на свет сквозь толстый слой снега? Как тебе на земле? Правда, здесь красиво? Посмотри вокруг. Рядом с тобой твои братишки, такие же подснежники. Невероятно красивым ковром  вы покрыли землю. Можно я полежу среди этой красоты?                                                                          Алина.
                                                                                                                                                        Подснежник, привет! Ты невероятно красив! Тебе не холодно? Можно, я отнесу тебя моей подружке Насте? А то она третий день болеет и не ходит в школу. Знаешь, как она обрадуется - может быть, даже выздоровеет, увидев тебя.                                                                                                                  Аня
  Доброе утро, Подснежник! Куда ты, несмышлёныш, вылез? Рано ещё, холодно и сыро. Да и затоптать могут. Ты же на самой тропинке появился. Продвигайся поближе к березке. Там тебе будет уютней и теплей. А, главное, никто не наступит. Такую хрупкую красоту беречь надо. Пойду, расскажу приятелям о тебе.                                                                                            Артем.
 Подснежник, привет! Ты здорово выглядишь, дружище! Наконец-то. Теперь и я заметил: весна на дворе. Значит, больше не будет холодов, раз ты появился. Это прекрасно. Я больше тепло люблю.  Мне с тобой тут так хорошо, что и домой идти не хочется.
                                                                                                                       Эдик. 
Дима, здравствуй!  Какое у вас прекрасное утро! Здравствуй, Солнышко!  Как у вас хорошо! Тепло, светло. И птицы поют. Можно я у вас останусь надолго-надолго? Я не хочу опять под снег, в землю. Там темно, сыро. Под березками значительно лучше. Да еще и ты смотришь такими удивленными глазами. Одна радость от нашей встречи.                  Подснежник.
                                                                                                              
Девочка Яся, добрый день! Почему вы так странно на меня смотрите? Со мной все в порядке? Я достойно выгляжу? Моя белоснежная с зелеными жилками чашечка совсем раскрылась? Ну, значит, все в порядке. Можем теперь погулять на этой солнечной полянке. Вы согласны? Какие все вокруг добрые.                                                                                              Подснежник.                                                                                                               
Влад, привет! Ты зачем-то в лес пришел? Явно, не за цветами.  Посмотри на меня, и тебе станет веселей. Видишь, как солнечные лучи ласкают меня, целуют. Стань рядом – и тебе их тепла достанется. Все сразу изменится, правда. Не унывай, все будет хорошо. Жить на земле – это такая   радость.                                                                                      Подснежник.
                                                                                                                            

      Карточка творческой личности

1.Ключевое слово

2.Слова, которые раскрывают тему

З.Работа с данным   словом


-   ■                                      '
4. Составление текстов
-
П. Работа с текстом   «Первые весенние цветы!»
1. Прослушивание текста и его чтение
О весне часто говорят: весна красна. "Красна" - не потому что появляются красные цветы. Ведь все равно основной цвет весны -зеленый. А потому что - красивая. Это действительно очень красивое время года. Ещё не растаял в глубоких оврагах снег, а уже цветут под деревьями, белым и голубым ковром расстилаются подснежники-пролески     -  первые весенние        цветы        нашего       леса.
Эти маленькие, хрупкие комочки несут в себе необыкновенную силу. Они вылазят  прямо из-под снега. На улице еще холодно, но в земле хорошо,
уютно; там и лежит цветочек в своей луковице, прикрытой землей и снегом. Но вот выпал дождь; капли проникли сквозь снежный покров в землю к цветочной луковице и сообщили ей о белом свете, что над нею. Скоро пробрался туда и солнечный луч, такой тонкий, сверлящий; он пробуравил снег, а потом землю и слегка постучался в луковицу. И цветок потянулся в своей тонкой скорлупке, размягченной водою, согретой снегом и землею, пронизанной солнечными лучами. Скоро из земли, под снегом, пробился зеленый стебелек со светло-зеленым бутоном, окруженным, словно ширмочкой, узенькими, толстенькими листками.
- Какое прекрасное утро!- воскликнул он. - Здравствуй, Солнышко! Солнышко улыбнулось в ответ, и эта улыбка ещё больше согрела цветок. Всё вокруг казалось подснежнику прекрасным.
И весь мир вокруг обрадовался первому Подснежнику, дарящему надежду и радость на земле.

2. Составление вопросов низкого и высокого уровней

Кто? Что? Какие? Когда? Как? Согласны ли? Верно? Было ли?
Дайте объяснение..   
 Почему вы так думаете..
Действительно ли..
Есть ли на самом деле ...
Ш. Рефлексия.
А) Написать письмо Подснежнику
Б) Написать письмо себе от Подснежника




Сценарий мастерской творческого письма  «Лето"

(для учеников 8-9 классов)    

"Лето! Ах,  лето! Лето звонкое, звонче пой!"                                                                                                  

Цель: формировать умения и навыки применения образно – выразительных средств языка в устной и письменной речи;  

способствовать развитию критического мышления через чтение и письмо,

образного мышления; обучать умению  реализовать свои чувства, настроение, ассоциации через систему творческих  заданий;

развивать творческие способности детей, речь, обогащать  словарный запас;

развивать умения работать в группах, слышать и чувствовать  собеседника;

воспитывать любовь к окружающей природе, желание словами передавать красоту окружающего мира.

Оборудование: компьютер;  мультимедийная презентация «Лето! Ах, лето!», музыка П.Чайковского  «Времена года. Июнь» , «Вальс цветов»(из детского альбома), Моцарта; запись песен в исполнении Аллы Пугачёвой «Лето! Ах, лето!» и Юрия Антонова «Море, море»;  запись «Шум моря».

I. Стадия вызова.

Мотивационный этап. Предъявление индуктора.

Учитель.

Ребята! Вы танцевали когда-нибудь под проливным дождём?

Согласна,  вопрос провокационный. Надо переживать какие-то особенные чувства, чтобы с вами это произошло.

Вы попадали под летний дождь?..

Где только «вместе»... и... брызги лета…

И, замерев вдруг, чего-то ждёшь…

И струи с неба – как капли света…  

         Предлагаю попробовать перенестись сейчас в такое состояние, чтобы вам тоже захотелось это сделать. (Начало  показа презентации «Лето! Ах, лето!)

 Вы должны послушать текст. Запишите ключевые    слова, которые передают невероятные ощущения танцующего под дождём человека. Среди этих слов мы найдем то, которое и будет темой нашей сегодняшней мастерской.

(Звучит  музыкальная иллюстрация  и текст).

·        Чтение текста учителем.



Сценарий мастерской творческого письма
  

"!!Унылая пора! Очей очарованье»










1 комментарий:

  1. Г-н Педро и его инвестиционное финансирование помогли мне получить финансирование моего проекта с возвратом 2 ставок в обмен на сумму кредита в размере 500000,00 евро для финансирования моего проекта, и это было очень быстро и надежно, поэтому я посоветую любому здесь, ищущему кредиты, или инвесторам связаться г-н Педро на pedroloanss@gmail.com, спасибо.

    ОтветитьУдалить